Опубликовано: Ноябрь 22, 2011

В остатке - Тверской и Покровский


Продолжается реконструкция Бульварного кольца. Яузскому, Гоголевскому, Петровскому и Сретенскому бульварам возвращен исторический облик. Чтобы полностью завершить работу на этих участках Бульварного кольца, строителям осталось уложить брусчатку вокруг памятника Николаю Гоголю. Таким образом, из десяти бульваров «золотой подковы» реконструированы будут восемь. Неохваченными останутся лишь Тверской и Покровский. Мэр Москвы Сергей СОБЯНИН дал поручение префектуре ЦАО «закончить реконструкцию бульваров до конца следующего года».

Реконструкция Бульварного кольца началась в 2006-2007 годах, но из-за финансового кризиса была приостановлена. За это время удалось реконструировать четыре бульвара - Никитский, Страстной, Чистопрудный и Рождественский. В нынешнем году список пополнился еще четырьмя - Яузским, Гоголевским, Петровским и Сретенским. На их благоустройство город выделил 580 тыс. рублей. Работы велись по проектам, выполненными Моспроектом-3 и компанией АСВ «Альянс», специализирующейся на формировании Генпланов и ландшафтном освоении территорий.

Бульварное кольцо - изначально «как место прогулок аристократии и творческих бездельников» - возникло на месте разобранной стены Белого города, потерявшей в конце XVIII века свое оборонительное значение. Идея заложить на месте разобранной стены «ожерелье бульваров» принадлежит императрице Екатерине II. Первый бульвар - Тверской - появился в 1796 году по проекту петербургского архитектора Семена Карина.

Формировавшееся бульварное кольцо не смыкалось, образуя непрерывную линию, как, например, Садовое. На месте пересечения радиальных улиц с бульварами возникали новые и расширялись старые площади, носившие название бывших ворот стены Белого города: Пречистенских, Арбатских, Никитских, Петровских, Мясницких, Сретенских, Покровских, Яузских.

Полностью бульварный ансамбль сложился после 1812 года, уже при императоре Александре II. Название «Бульварное кольцо» он получил лишь во времена Сталина. Тогда ансамбль бульваров и в самом деле хотели объединить в кольцо, продолжив в Замоскворечье. Однако реализовать проект не успели. В итоге «кольцо» так и осталось подковой, протянувшейся от площади Пречистенских ворот до Большого Устьинского моста.

В середине прошлого века бульвары претерпели реконструкцию. К празднику 800-летия Москвы (1947 год) их старая сетчатая ограда была заменена узорчатым чугунным барьером, а вместо садовых скамеек установлены удобные деревянные диваны, высажено более 4 тыс. деревьев и 13 тыс. кустарников.

Однако, как замечают историки, каждый бульвар в разное время испытал на себе градостроительное давление: дома сносили, деревья вырубали, свободные площадки застраивали ресторанами и заставляли памятниками.

Особенно сильно изменился за последние годы облик Чистопрудного бульвара. По мнению специалистов по природоохранным территориям, это уже не бульвар, а городской сквер с фонтанами, скульптурами, ресторанами по периметру пруда. Еще пара летних кафе на его территории - и от исторического ландшафта ничего не останется.

Зато Гоголевский бульвар больше других напоминает о том, что здесь когда-то проходила крепостная стена (возводить валы было принято на возвышенности). Эта часть появилась на берегу ручья Черторык, омывавшего склон, а позже заключенного в трубу. Назывался бульвар в разное время по-разному. Последнее имя закрепилось после появления памятника Гоголю.

В 1978 году Бульварное кольцо объявлено памятником садово-паркового искусства. Оно входит в территорию охранной зоны № 881, где большая часть зданий и сооружений - объекты культурного наследия. Однако «площади Бульварного кольца, их архитектурный облик находятся в катастрофическом состоянии. Их можно считать практически утраченными», отмечено в сообщении Москомнаследия.

Идею закольцевать бульвары несколько лет назад «достали из-под сукна», доработали и предложили в виде двух вариантов на выбор тогдашнему мэру Юрию Лужкову. Но Общественный градостроительный совет подобного рвения не одобрил. «Компьютерное моделирование потоков показало, что при любом варианте замыкания кольца произойдет снижение интенсивности движения. Кроме того, строительство потребует сноса отдельных исторических зданий», - объяснил решение главный архитектор столицы Александр Кузьмин.

Еще несколько лет назад Бульварное кольцо было полностью перегружено рекламными носителями. По данным Москомнаследия, «на территории было расположено свыше 650 рекламных конструкций, из которых лишь 20 согласованы с комитетом». Московские власти в лице нового градоначальника Сергея Собянина самым серьезным образом взялись за вывод рекламы из центра столицы. На сегодняшний день рекламные перекосы исправлены - бульвары освобождены от рекламы. Вновь возобновились работы по их реконструкции.

Заместитель генерального директора по благоустройству и реконструкции ЦАО Галина Аралова рассказала, что на бульварах высадили 59 деревьев и 2,9 тыс. кустарников, произведена санитарная обрезка существующих зеленых насаждений. На площади свыше 2,5 га разбиты клумбы и газоны. Под ними предварительно сняли 10 см грунта, который заменили плодородным слоем. Газоны оснастили современной системой автономного полива.

Восстановлено историческое покрытие пешеходных дорожек. Для этого заново выполнена их подложка, состоящая из песка и щебня, на которую и выкладывали гранитный высев. Порядка 5,4 тыс. кв. метров пешеходных площадей покрыли гранитной высевкой и брусчаткой.

Заменили скамейки и урны, увеличив их количество на 40%. Реконструировали фонари, усилив мощность. Элементы чугунной ограды сменили новыми, имеющими аналогичный рисунок. Ее цоколь заново обложили гранитом. На Страстном появилась новая детская площадка с качелями и силовым городком.

Очередь на реконструкцию оставшихся бульваров - Тверского и Покровского - подойдет весной. Пока же разрабатывается проектно-сметная документация. Работы по реконструкции Бульварного кольца завершатся в будущем году.

Для справки

Московское Бульварное кольцо состоит из 10 бульваров: Гоголевского, Никитского, Тверского, Страстного, Петровского, Рождественского, Сретенского, Чистопрудного, Покровского и Яузского.

Общая протяженность кольца - свыше 9 км; площадь - 17,6 га. Самый старый и длинный бульвар - Тверской, он появился в 1796 году. Его протяженность 857 м. Cамый широкий - Страстной, 123 м, cамый короткий - Сретенский, 214 м, самый молодой - Покровский, появился в 1891 году.

 

Сергей Чаев Московская перспектива, 22.11.2011




« Вернуться