От: MoskvicHka


Опубликовано: Ноябрь 15, 2011

Бенуа Леонтий Николаевич

Леонтий Николаевич Бенуа (11 (23) августа 1856, Петергоф, близ Санкт-Петербурга — 8 февраля 1928, Ленинград) — русский[1] архитектор, заслуженный деятель искусств Республики (1927). Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств (С.-Петербург). Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа. Учился в петербургской Академии художеств (1875—1879) у А. И. Резанова, Д. И. Гримма, А. И. Кракау. Член-основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (18921895).

Творчество

Последователь историзма в архитектуре, Бенуа испытал в ранних работах влияние французского классицизма XVII—XVIII вв. (Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге, 1886—1889), создавал здания в неовизантийском стиле (церковь Св. Георгия в Гусь-Хрустальном, 1892—1901; русская капелла в Дармштадте, 1897—1899, собор Александра Невского в Варшаве), был близок русскому модерну, использовал приёмы романской архитектуры (Церковь Лурдской Божией Матери, 1903—1919, совместно с М. М. Перетятковичем). От эклектизма в середине 1900-х гг. перешёл к неоклассицизму доходный дом 1-го Российского страхового общества в Санкт-Петербурге (Петроградская сторона), 1911—1914, соместно с А. О. Гунстом; Дворец выставок — западный корпус Русского музея в Санкт-Петербурге, 1914—1919, совместно с С. О. Овсянниковым).

Для творчества Бенуа неизменно характерны чёткая архитектурная композиция, продуманность художественного ансамбля, элегантность форм.

Один из создателей проекта преобразования Санкт-Петербурга (1910—1913, совместно с Перетятковичем и инженером Ф. Е. Енакиевым). Участвовал во многих реконструкциях интерьеров и внешнего облика здания Санкт-Петербурга (фойе Эрмитажного театра, 1904; Белый зал заседаний Мариинского дворца, 1907—1908; фасад Финской церкви, конец XIX в.); руководил строительством Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1896—1908, по проекту Д. И. Гримма).

Преподавал в Академии художеств (профессор с 1892; в 1903—1906 и 1911—1917 также ректор Высшего художественного училища при Академии художеств), Свободных художественных мастерских (профессор с 1918), в Рисовальной школе ОПХ (1879—1884) и Институте гражданских инженеров (1884—1892, 1920—1927).

Среди учеников — Ф. И. Лидваль, Мунц О. Р., В. А. Покровский, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, М. С. Лялевич.

Л.Н. Бенуа похоронен на Волковском кладбище СПБ.

Проекты в Санкт-Петербурге

  • Филологический переулок, д.№ 3 — здание «Александровской коллегии» (общежитие студентов Санкт-Петербургского университета). 18811882. Совместно с Р. А. Гедике.
  • Камская улица, д.№ 24 — надгробный памятник Н. С. Пименова на Смоленском кладбище. 1883. Скульптор И. И. Подозеров. (Не сохранился).
  • Александро-Невская лавра, Некрополь мастеров искусств — надгробный памятник А. Н. Серова, 1885, скульптор П. П. Забелло.
  • Улица Чайковского, д.№ 30 — отделка интерьеров особняка Ю. С. Нечаева-Мальцева. 18831884.
  • Московский проспект, д.№ 100 — церковь Ильи Пророка на Новодевичьем кладбище. 18831888. (Не сохранилась).
  • Загородный проспект, д.№ 39 — Гороховая улица, д.№ 79 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. 18851886. Первоначальный проект В. А. Шретера.
  • Набережная Мойки, д.№ 20 — Большая Конюшенная улица, д.№ 11 — комплекс зданий Придворной певческой капеллы. Перестройка и расширение. 18871889.
  • Коломяжский проспект — трибуны Коломяжского ипподрома, 18881892. (Не сохранились).
  • Пионерская площадь — трибуны ипподрома на Семеновском плацу, 1889, 1891, 1896. (Перестроены. Не сохранились).
  • Улица Профессора Попова, д.№ 38 — здание Александровского приюта для арестантских детей. 18911893.
  • Московский проспект, д.№ 100 — колокольня Воскресенского Новодевичьевого монастыря. 18921895. При участии В. П. Цейдлера. (Не сохранилась).
  • Невский проспект, д.№ 30/Набережная канала Грибоедова, д.№ 16 — здание Учетного и ссудного банка. Внутренняя перестройка. 18951896. (Реконструировано).
  • Каменноостровский проспект, д.№ 24 — Большая Монетная улица, д.№ 10 — особняк Е. Ц. Кавоса. 18961897. (Надстроен и расширен).
  • Захарьевская улица, д.№ 22 — церковь Захария и Елизаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка. Перестройка. 18971899. (Не сохранилась).
  • Моховая улица, д.№ 27-29, главный и левый корпуса — доходный дом страхового общества «Россия». 18971900.
  • Петропавловская крепость — здание Великокняжеской усыпальницы, 18971906. Завершение. Проект Д. И. Гримма; при участии А. И. Томишко.
  • 3-я линия, д.№ 20 — доходный дом Л. Н. Бенуа. 18971898. Надстроен в 1914 при участии А. И. Гунста.
  • Невский проспект, д.№ 38/Михайловская улица, д.№ 4 — здание Волжско-Камского банка. Перестройка. 1898. (Фасад восстановлен в первоначальном виде).
  • Большая Морская улица, д.№ 37 — здание правления страхового общества «Россия». 18981899. Совместно с З. Я. Леви. Включен существовавший дом.
  • Набережная Фонтанки, д.№ 5/площадь Белинского, д.№ 2/Караванная улица, д.№ 2 — доходный дом П. Л. Фокина. Перестройка. 18981899. (М. Ф. Еремеев ?).
  • Невский проспект, д.№ 11 — Малая Морская улица, д.№ 2/Кирпичный переулок, д.№ 2 — доходный дом А. И. Трейберга. Перестройка. 18981900.
  • Большая Морская улица, д.№ 40 — здание Первого Российского страхового общества. 18991900. При участии Ю. Ю. Бенуа.
  • Менделеевская линия, д.№ 3 — комплекс зданий Клинического повивально-гинекологического института (институт Отта), 18991904.
  • Невский проспект, д.№ 46 — здание Московского купеческого банка. 19011902.
  • Улица Льва Толстого, д.№ 6, двор — здание гинекологической и акушерской клиники при Женском медицинском институте. 19011902.
  • Петропавловская крепость, д.№ 7 — причтовый дом Петропавловского собора, 19011905. Перестройка.
  • Дворцовая набережная, д.№ 32 — отделка фойе Эрмитажного театра. 19021904.
  • Ковенский переулок, д.№ 7 — церковь Нотр-Дам де Франс. 1903, 19071909. Совместно с М. М. Перетятковичем.
  • Петропавловская крепость — ограда парадного двора Великокняжеской усыпальницы, 19041905.
  • Петровская набережная — постаменты скульптур «Ши-цза», 1907.
  • Исаакиевская площадь, д.№ 6 — зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце. 19071908. При участии М. М. Перетятковича.
  • Каменноостровский проспект, д.№ 66/Песочная набережная, д.№ 2 — часовня Христа Вседержителя при богадельне Ф. М. Садовникова и И. С. Герасимова, 1908.[3] (Не сохранилась).
  • Гатчинская улица, д.№ 26/Чкаловский проспект, д.№ 15, левая часть — Ораниенбаумская улица, д.№ 27 — комплекс зданий Государственной типографии. 19071910. При участии Л. Л. Шретера.
  • Каменноостровский проспект, д.№ 26-28 — доходный дом Первого Российского страхового общества. 19111912. Совместно с Ю. Ю. Бенуа и А. Н. Бенуа при участии А. И. Гунста.
  • Шпалерная улица, д.№ 4 — церковь Екатерины в здании Екатерининской школы Женского патриотического общества. 19121913.
  • Университетская набережная, д.№ 17, северный корпус — художественные мастерские в здании Академии художеств. Надстройка. 1913.
  • Кронверкская улица, д.№ 29 — Большая Пушкарская улица, д.№ 37 — доходный дом Первого Российского страхового общества. 19131914. Совместно с Ю. Ю. Бенуа.
  • Большой проспект Васильевского острова, д.№ 57/16-я линия, д.№ 15 — доходный дом Л. Н. Бенуа. 19131914.
  • Набережная канала Грибоедова — Инженерная улица, д.№ 2 — дворец выставок. 19131919. При участии С. О. Овсянникова.
  • Большая Морская улица, д.№ 18/Кирпичный переулок, д.№ 5-7 — набережная Мойки, д.№ 63 — здание Русского для внешней торговли банка, 19151916. Совместно с Ф. И. Лидвалем. Достроено в 19291930 по измененному проекту.

Проекты в Москве

  • Доходный дом Первого Российского страхового общества, совместно с А. И. Гунстом (1905—1906, Улица Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21)

Сочинения

  • Записки о моей деятельности // Невский архив. М.; СПб., 1993.

Литература

  • Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов — СПб.: Коло, 2006. — 400 с.
  • Леонтий Бенуа и его время / Ред.-составитель В. А. Фролов — СПб.: Российский институт истории искусств, 2008. — 400 с.

 

 источник: статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org


 

 




« Вернуться