От: MoskvicHka


Опубликовано: Январь 27, 2012

Ладовский, Николай Александрович

Ладовский Николай Александрович (1881-1941) - советский архитектор, творческий лидер рационализма.

Ладовский Николай Александрович (1881-1941), Ladovsky Nikolai Alexandrovich (1881, Moscow - 1941, Moscow) was a Russian avant-garde architect and educator, leader of the rationalist movement in 1920s architecture, an approach emphasizing human perception of space and shape.

Ладовский Николай Александрович (1881-1941), фото автор: unknown, находится в общественном достоянии.

 

Биография

С 1920г преподаватель ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС, а далее, после расформирования - МАРХИ. Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов АРУ (1928). В основе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики предыдущих эпох форм. Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию, так называемую «параболу Ладовского».

Подход к образованию

Специфика образовательной системы Ладовского:

1. Создание учениками индивидуальных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими идеями, причем уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах (что свидетельствует о максимальном обострении и стимулировании творческой потенции ученика).

2. При консультации учеников Ладовский не эскизировал сам, он только говорил и оценивал их эскизы.

3. При консультациях никогда не советовал смотреть образцы, чтобы ученик не переходил на копирование, а создавал свое новое; учил пониманию основных принципов архитектуры не на анализе прошлого опыта и новой техники и материалов, а на логическом анализе формы.

4. Формирование рационализма (как нового в искусстве направления), путем прививания ученикам понимания таких основ формообразования, которые присущи архитектуре всех веков и не зависят от смены стилей и вкусов, а также суровая и логическая критика необоснованных эскизов.

5. Ладовский ставил творческие задачи, устно излагая задания, для решения которых необходимо было создать совершенно своеобразную объемно-пространственную композицию; постановка задания была, как правило, такой, что, направляя мысль ученика, она не стимулировала поисков аналогий в прошлом.

Парабола Ладовского

Парабола Ладовского

Ладовскому принадлежит один из ранних планов развития Москвы, предшественник Генерального плана реконструкции Москвы. По Ладовскому, при традиционном развитии в радиально-кольцевом городе кольца вынуждены расти одно за счёт другого, что не может не привести к конфликту. Ладовский предложил разомкнуть одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении (вдоль «оси»). Москва должна была принять форму параболы или кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом.

 

Постройки

Вестибюль станции «Красные ворота» Советский архитектор, творческий лидер рационализма, Ладовский Николай Александрович
 
Вестибюль станции «Красные ворота»
  • Жилой дом (1928-31, Москва, Тверская улица, 6), совместно с В. С. Колбиным
  • Наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» (1935, Москва, Площадь Красные Ворота)
  • Перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») (1934-35, Москва).

Литература

  • Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский - М.: Архитектура-С, 2007. - 87 с. - ISBN 9785964701323.

 

 

источник: статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org




« Вернуться