От: MoskvicHka


Опубликовано: Январь 30, 2012

Малютин, Сергей Васильевич

Сергей Васильевич Малютин (22 сентября (4 октября) 1859, Москва - 6 декабря 1937) - русский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сын купца, родился, жил, работал в Москве. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки.

Малютин Сергей Васильевич. Автопортрет. 1918

Малютин Сергей Васильевич. Автопортрет. 1918, фото автор: Sergey Malyutin, находится в общественном достоянии.

 

Основные даты

1883-1886 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерских у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и других преподавателей

  • 1886 - получил малую серебряную медаль, в 1890 - звание неклассного художника
  • 1891-1893 - преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте
  • 1890-е - художник в Русской частной опере С. И. Мамонтова
  • 1896 - член Московского товарищества художников
  • 1900-1903 - в Талашкино, у княгини М. К. Тенишевой руководит художественными мастерскими, послужившими примером для дальнейшего развития русской художественной промышленности. Член художественного объединения «Мир искусства»
  • 1903 - в «Союзе русских художников». Преподавал в МУЖВЗ (по 1917 год)
  • 1913 - член «Товарищества передвижников»
  • 1914 - академик Академии художеств
  • 1918-1923 - преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе
  • 1918-1921 - участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА»
  • 1922 - один из организаторов «Ассоциации художников революционной России»
  • 1927-1931 - член художественной группы «Объединение художников-реалистов»

Творчество

Живопись

Иллюстрации и книжная графика

В иллюстрациях и графике проявил лучшие черты русского модерна.

Отменно смотрятся его иллюстрации к А. С. Пушкину:

  • «Руслан и Людмила» (1898),
  • «О царе Салтане» (1897),
  • «О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910),
  • «О золотом петушке» (1913).

Хороши акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909).

Театральные работы

Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913).

Архитектура

Доходный дом З. А. Перцовой, 1905—1907, совместно с Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом, Pertsov Building, 1906-1910, Prechistenskaya Embankment, Moscow, Russia

Доходный дом З. А. Перцовой, 1905—1907, совместно с Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом, фото автор: NVO, Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5.

 

В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, в Москве же по его проекту возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт).

Выставки

В 1880-х годах начал выставлять свои работы - пейзажи, интерьеры и портреты на московских выставках, в том числе на выставках «Мира Искусства», «Выставка 36», «Союза русских художников» и «Салона». Также принимал участие в Париже на «Exposition de l'Art russe», устроенной С. П. Дягилевым при «Осеннем салоне» (Salon d'Automne).

Галерея

  • «Орда»
  • «По этапу» (1890, Государственная Третьяковская галерея)
  • «Подруги» (1893, ГТГ)
  • «Иллюстрации к сказке о царе Салтане» (Государственная Третьяковская галерея)
  • «Детский портрет» (ГТГ)
  • «Сказка» (ГТГ)
  • «Автопортрет в шубе» (1901, ГТГ)
  • «Иллюстрации к „Руслану и Людмиле"» (Русский музей)
  • «Иллюстрации к сказке „Царь Салтан"» (Русский музей)
  • портрет Веры Малютиной, дочери художника (1909, Русский музей)
  • портрет В. В. Переплётчикова (1912, Русский музей)
  • портрет М. В. Нестерова (1913, пастель, ГТГ)
  • портрет К. Ф. Юона (1914, пастель, ГТГ)
  • портрет Г. П. Передерия (1919, пастель, Челябинская городская картинная галерея)
  • портрет Д. А. Фурманова (1922, Государственная Третьяковская галерея)
  • «Партизан» (1936, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва)

Из воспоминаний современников

  • Грабарь, Игорь Эммануилович: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лобок. Но настоящая стихия Малютина - живопись с натуры, пленэр. В этой области он не знал соперников, несмотря на то, что выступил на сцену одновременно с К.Коровиным и В.Серовым.»

Библиография

  • Абрамова А. В. Жизнь художника Сергея Малютина. М. 1978.
  • Бенуа Александр «История русской живописи в XIX в.»;
  • Бенуа Александр «Русская школа живописи»;
  • Выставка произведений С. В. Малютина. Каталог. М., 1936;
  • Глаголь С., Остроухов И. «Художественная галерея П. и С. Третьяковых»;
  • Дягилев С. «Несколько слов о С. В. Малютине» («Мир Искусства», 1903, № 4);
  • Илюший И., С. В. Малютин, М., 1953;
  • Маковский С. «Талашкино»;
  • Маковский С. «Страницы художественной критики» (книга II);
  • С. В. Малютин. [Статья Д. Сарабьянова], М., 1952;
  • С. В. Малютин. Избранные произведения. «Советский художник», М., 1987.

 

 

источник: статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org




« Вернуться