От: NikaZaiceva
Опубликовано: Февраль 19, 2009

 В древности по территории района прошла одна из двух московских дорог на северо-восток - Хомутовка. Первым известным поселением этого района, возникшим в конце XVI или начале XVII в., была Басманная слобода (по наиболее распространенной гипотезе ее жители выпекали особый казенный или войсковой хлеб "басман"). В 1620 г. слобода тянулась на несколько сот метров по обеим сторонам нынешней Старой Басманной. Сравнительно большие наделы (в основном свыше 400 кв.м.), видимо, свидетельствуют о ее привилегированном положении. Южнее, у Земляного вала возникла Кобыльская слобода, связанная с соседней Сыромятнической конюшней. В XVIIв. Хомутовская дорога утратила свое значение, уступив место дороге в Красное село (позднее Мясницкой улице). От ее ворот Земляного города - Красных - пошла дорога к Елохову мосту, будущая Новая Басманная. Басманная слобода заполнила всю линию улицы, в богатых усадьбах строились каменные палаты. От улицы отошла дорога по "Гороховому полю" к Немецкой Слободе. У пересечения ее с речкой Чечорой возник торговый узел Другая дорога шла по берегу Чечоры, у нее возникла Добрая Слободка. Петровские преобразования превратили район в один из самых представительных в Москве. Дорога к Елохову мосту заселялась наиболее видными людьми того времени. Она стала называться Новой Басманной, а улица Басманной слободы - Старой Басманной. Сформировались крупные усадьбы с садами и каменными палатами. Судя по Мичуринскому плану Москвы 1739г., здесь сложилась сплошная регулярная застройка. Участок у Красных ворот стал парадным въездом Немецкой слободы и Лефортова. Сформировалась торговая Сенная площадь, на углу Земляного вала было выстроено обширное двухэтажное каменное здание Запасного дворца, в его корпусах помещались канцелярии дворцового ведомства. В 1753-1757г. были выстроены каменные Красные ворота по проекту Д.В.Ухтомского. Южная часть района развивалась более традиционно. На Земляном валу у Старой Басманной была торговая площадка, южнее - ряд крупных усадеб с садами, выходившими к долине Яузы. Гороховое поле уже заселялось. Во второй половине XVIIIв. уже большая часть владений на Басманных принадлежала знати, размеры дворов увеличивались, создавались значительные усадебные ансамбли, большинство домов ставилось по линии улиц. Новая Басманная к концу XVIIIв. стала одной из самых значительных по цельности классической застройки улиц Москвы. Застройка Старой Басманной была менее крупной и плотной, купеческие дома, поставленные без разрывов, появились только вокруг Разгуляя. В южной части района преобладали небольшие дворы с деревянными постройками, выделялся только грандиозный ансамбль усадьбы А.К.Разумовского с церковью Вознесения. В начале XIXв., после упразднения царской резиденции на Яузе, Басманные улицы и Немецкая слобода утратили свой престижный характер. Крупные здания заняли различные общественные учреждения. Росла промышленность. В 1860-х гг. по району прошла соединительная ветка Николаевской и Курско-Нижегородской дорог, уничтожив первоначальную планировку Ново-Басманной слободы. Надстройки и переделки классических зданий изменили облик главных улиц. В конце XIXв. был построен Курский вокзал, речки Ольховец и Чечора взяты в подземные трубы. Район сохранил в основном жилой характер. На свободных участках появлялись доходные дома. На Сенной площади был устроен сквер. Коммерческое училище на Старой Басманной было одним из крупнейших учебных заведений Москвы. Жилищное строительство 1930-1950-х гг. занимало в основном свободные участки в глубине кварталов. Многоэтажная парадная застройка заполнила линию Садового кольца.