От: NikaZaiceva
Опубликовано: Апрель 1, 2009

Мещанские улицы и Каланчевская площадь

 Главную трассу района образует древняя дорога в Троице-Сергиеву лавру и северные города - Переславль, Ростов Великий, Ярославль. Она шла по высокому месту - водоразделу рек Неглинной и Яузы. С запада к ней выходили земли села Напрудного. Со второй половины XVII века при Троицкой дороге стояла часовня Животворящего Креста. Застава устроенного в XVIIIв. Камер-Коллежского вала стала называться Крестовской. В 1670-1671гг. значительную территорию заняла Мещанская слобода, образовавшая три улицы параллельно Троицкой дороге, которая стала Большой Мещанской. Слободу устроил боярин А.С.Матвеев для выходцев из западных русских городов, из Польши и отчасти Прибалтики, ее название происходит от польского "място"-город. Земли слободы распространились до Самотеки на западе и до Креста на севере. Дворы первоначально доходили до ручья Капли (Капельский переулок). В XVII веке восточнее появилась дворцовая Спасская слобода. В XVIIIв. на незастроенных землях стали появляться казенные учреждения. В 1775г. образована Екатерининская больница и богодельня к югу от церкви Трифона в Напрудном. Аптекарский огород образован в 1781г. и передан Московскому университету в 1805г. На рубеже XIXв. на "Черкасском огороде" выстроен ансамбль Странноприимного дома. В начале XIXв. купцом Набилковым построены училище и богадельня. В 1930-1950-х гг. 1-я Мещанская ул. подверглась реконструкции как главная северная магистраль города. Многоэтажные жилые дома ставились строго по линии улицы, иногда без разрывов. Территория, прилегающая к нынешней Комсомольской площади, на протяжении веков представляло собой обшироное низменное поле. Юго-западная его часть называлась "Каланчой", возможно, здесь было здание с башней. По полю шла дорога на Юрьев-Польский, она же Стромынка. В конце XVIв. поле вошло в угодья Переяславской ямской слободы. В XVIIв. Стали заселяться возвышенные места вблизи Земляного города. Был выстроен Полевой Артиллерииский двор, окруженный каменной стеной с башнями. Поле в целом называлось Краснопрудным или Красным лугом. Это место оказалось удобным для ввода в Москву Петербургской железной дороги. Ее вокзал постороили в 1851г. около Артилелерийского двора. В 1860-е гг. на месте двора был выстроен Ярославский вокзал, площадь расширилась к востоку. Южную ее границу образовало вытянутое здание Рязанского вокзала.