От: Наталья Мошкова


Опубликовано: Сентябрь 27, 2012

Уникальное железнодорожное депо пополнит список московских памятников культуры

Объектом культурного наследия было признано круговое депо Николаевской железной дороги. 26 сентября на заседании Комиссии по вопросам  городского строительства в историческом центре столицы под руководством заместителя мэра по строительству Марата Хуснуллина,  было принято решение о включении депо в реестр культурных памятников. 

Подобных круговому депо зданий в Москве больше не существует. Построено оно было в 186-51 годах по проекту Константина Тона, того же архитектора, который спроектировал Николаевский вокзал Москвы (ныне Ленинградский вокзал). Вместе с водонапорной башней, пакгаузами и .Таможенным двором депо и вокзал образуют единый комплекс, до настоящего времени сохранившийся в хорошем состоянии. С платформ Ленинградского вокзала его можно хорошо видеть.

Паровозные депо железной дороги имеют типовые постройки, но московское депо отличается от остальных - так как рельеф там особый, в депо нет мастерских и представляет оно собой кручглое здание с внутренним двором, состоящим из 22 секторов. 18 из них являлись тупиковыми и использовались для обслуживания и ремонта паровозов, а остальные 4 имели сквозные проезды-тоннели.

Первоначальный металлический купол депо уже утрачен, да и само здание искажено постройками последующих годов. Часть оконных проемов заложена, а по внутреннему проему выложена металлическая галерея. Но первоначальная структура, объемно-пространственная, система сводчатых перекрытий и планировочное решение депо сохранилось и по сей день. Члены Комиссии, учитывая градостроительную роль депо в ансамбле Николаевского вокзала, огласились, что ему необходимо присвоить статус культурного наследия.

Заметим, что этому предшествовала серьезная и длительная подготовительная работа. Ведь на месте кругового депо должен пройти 4-й главный путь Октябрьской железной дороги в Ленинградском направлении. Для разрешения транспортных проблем его строительство крайне необходимо.

«Отказаться от постройки 4-го пути мы не можем. Ведь если не изменится существующая ситуация с транспортом, то некому будет смотреть а наше культурное наследие», - заметил Марат Хусануллин.

Тем не менее, московские власти и компания «РЖД», владеющая круговым депо, согласились с тем, что сохранить его просто необходимо. Для этого проектировщиками было разработано три варианта, предусматривающие возвращение зданию первоначального облика. В первом варианте предложили разобрать некоторые секции, во втором - поднять водонапорную башню и депо на 10 метров, чтобы поезда проходили под ними, в третьем предусмотрено поднять одно депо.

По мнению Ирины Савиной, замруководителя Департамента культурного наследия, наиболее предпочтительным будет первый вариант, как наименее затратный и наиболее чистый. В таком случае не только будет отреставрирован памятник, но и откроется ядро здания и пассажиры смогут видеть его с перрона. Марат Хуенснуллинн и большинство членов комиссии поддержали это мнение. Тем не менее, в итоговых протоколах каждый из них выскажется за свой вариант сохранения депо.




866 просмотров - Просмотр комментариев (0)

« Вернуться