Транспортная система Москвы ориентирована на обеспечение жизнедеятельности города и региона, исходя из прогнозируемого на расчетный срок увеличения подвижности населения до 1300 - 1420 поездок на жителя в год (против 1150 - в настоящее время), увеличения объема пассажирских перевозок до 11,3 млрд.пасс. в год и объема грузовых перевозок до 200 млн. тонн в год (без учета объема транзитных грузов).
Исходя из необходимости обеспечения комфортной доступности всех территорий города и достижения экологической безопасности транспорта Генеральный план предусматривает:
  • комплексное решение всех вопросов, связанных с интенсивной автомобилизацией населения города, а именно: ускоренное развитие улично-дорожной сети, системы гаражей-стоянок, автосервиса, совершенствование организации дорожного движения;
  • обеспечение эффективного взаимодействия индивидуального и общественного пассажирского транспорта с сохранением приоритета в перевозочном, процессе массовых видов общественного транспорта - активное развитие скоростного внеуличного транспорта, включая его новые виды;
  • совершенствование интегрированной городской и пригородной транспортных систем;
  • качественное повышение уровня развития системы внешнего транспорта.
  Рис.
5.1.1.
  РАЗВИТИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ г.МОСКВЫ.  
5.1.1.  Для решение комплекса проблем, связанных с быстрым ростом автомобилизации предусматривается:
  • увеличение плотности улично-дорожной сети с 5,3 до 8,0 км на кв.км за счет строительства как магистральных, так и местных улиц в новых и реконструируемых жилых районах;
  • увеличение протяженности магистральных улиц с 1245 до 1900 км, в том числе на 65 км за счет третьего кольца и на 93 км за счет дублеров радиальных магистралей;
  • строительство развязок, тоннелей, эстакад, внеуличных пешеходных переходов; организация непрерывного движения на важнейших автомагистралях общей протяженностью 285 км;
  • строительство мостов через р.Москву и малые реки и отдельно стоящих путепроводов для уменьшения разобщенности территории города;
  • увеличение сети районных и жилых улиц в срединной и периферийной зонах города;
  • создание эффективных автоматизированных систем информации, управления, контроля и регулирования движением транспорта и пешеходов;
  • реализация общегородской программы локальных реконструктивных мероприятий, не требующих крупных капитальных вложений и позволяющих получить повышение пропускной способности отдельных перекрестков и целых магистральных направлений;
  • комплекс мер по выделению зон города с ограничениями использования различных видов автотранспорта (легкового индивидуального, грузового, в т.ч. большегрузного) по различным режимам: дням недели, часам суток, выезду в город, его центр и отдельные территории, по отдельным направлениям и т.д.;
  • создание безопасных и комфортных условий движения пешеходов за счет развития целостной системы пешеходного движения, включающей пешеходные зоны, улицы, площади в увязке с общегородским центром, центрами административных округов и муниципальных районов;
  • строительство гаражей - стоянок с увеличением их общей вместимости до 2,1 млн. маш. мест, создание системы перехватывающих стоянок общей стоимостью свыше 150 тыс. маш. мест; дальнейшее развитие системы автосервиса за счет строительства объектов вдоль новых магистралей и повышения уровня обслуживания существующей сетью автозаправочных станций, станций технического обслуживания, моечных пунктов.
  Рис.
5.1.2.
  СКОРОСТНОЙ ВНЕУЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ.  
5.1.2.  Для эффективного взаимодействия индивидуального и общественного транспорта предусматривается повышение конкурентоспособности общественного транспорта за счет:
  • создания привилегированных условий движения общественного наземного транспорта, в том числе выделения для него специальных полос движения (прежде всего в центральной части города);
  • организации систем пересадки и временного хранения индивидуальных автомобилей в узлах пригородно-городского сообщения и по периметру исторического центра.
5.1.3.  В части развития системы скоростного внеуличного транспорта Генеральный план предусматривает:
  • завершение формирования действующей сети радиально-кольцевых линий метрополитена, начало формирования системы экспрессных линий в направлениях преимущественного развития Москвы, создание нового пересадочного контура на периферии центрального административного округа, маршрутизацию движения поездов, строительство дополнительных входов и новых станций на действующих линиях метрополитена;
  • увеличение перспективной протяженности линий метрополитена до 420 км, в том числе, экспрессных линий-до 60 км;
  • создание новых систем пассажирского транспорта на базе реконструируемого Малого кольца Московской железной дороги.
  • начало создания новой специализированной системы мини-метрополитена в историческом центре Москвы;
  • строительство линий наземного ("легкого") метрополитена в периферийные районы - Новокосино, Жулебино, Южное Бутово, Митино;
  • строительство новой скоростной пассажирской системы для обеспечения транспортных связей Москвы с аэропортами, и в первую очередь, линии ММДЦ "Москва-Сити" - Шереметьево и Внуково.
  Рис.
5.1.3.
  ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ.  
5.1.4.  В части развития системы наземного массового транспорта предлагается:
  • увеличить общую протяженность линий всех видов наземного транспорта на 535 км, в т.ч.:
    • автобусных линий на 325 км, с развитием сети преимущественно в периферийной зоне и на присоединенных территориях, а также в городах пригородной зеленой зоны Москвы (ПЗЗ) и на связях между ними;
    • троллейбусных линий на 210 км, с дальнейшим развитием сети на основных радиальных и кольцевых магистралях города;
    • сохранение протяженности трамвайной сети практически на существующем уровне;
    • строительство 5-ти автовокзалов и 4-х автостанций.
5.1.5.  Предложения Генерального плана в части интеграции городской и пригородной транспортных систем предусматривают:
  • реконструкцию и развитие системы пригородного железнодорожного транспорта;
  • реконструкцию и развитие сети радиальных магистралей, системы пересадочных узлов и стоянок в периферийной и срединной зонах и в крупных общественно-транспортных общегородских и региональных центрах.
  Рис.
5.1.4.
  ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ТРЕТЬЕГО ТРАНСПОРТНОГО КОЛЬЦА.  
5.1.6.  Реконструкция систем внешнего транспорта предусматривает:
  • реконструкцию Московского железнодорожного узла, включающую: высвобождение части территорий, занятых объектами железнодорожного транспорта;
  • снижение транзитных грузопотоков в пределах центральной части узла; переоборудование и новое строительство линий и вокзальных комплексов для скоростного сообщения по Ярославскому, Казанскому, Рязанскому, Павелецкому и Киевскому направлениям;
  • строительство для высокоскоростного движения специальных линии ВСМ по Ленинградскому, Смоленскому, Горьковскому и Курскому направлениям;
  • реконструкцию Московского авиационного узла, включающую развитие аэропорта Шереметьево - 1 и Внуково, Домодедово, строительство внутригородского аэропорта бизнес-класса Тушино.
  • строительство терминалов на подходах к МКАД и внутригородской кольцевой магистрали вдоль малого кольца МЖД с целью ограничения движения в городе грузовых автомобилей большой грузоподъемности.
  Рис.
5.1.5.
  КОМПЛЕКСНАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА 3-ГО ТРАНСПОРТНОГО КОЛЬЦА. ЗОНА ВЛИЯНИЯ.  
5.1.7.  Реализация намеченных мероприятий позволит в части улучшения состояния окружающей среды достичь следующих показателей:
  • объемы выброса от автотранспорта по окиси углерода уменьшатся на 17 %, углеводородов - на 12 -15 %;
  • объемы выбросов загрязняющих веществ, приходящиеся на 1 км улично-дорожной сети сократятся более чем в 2 раза - с 0,906 кг/км до 0,421 кг/км;
  • снижение уровня шума на основных магистралях составит 4-5 дбА, в жилой застройке 10-15 дбА;
  • площадь зоны ограничения жилой застройки по уровню авиационного шума сократится в 5 раз.
5.1.8 . Реконструкция территории малого кольца Московской железной дороги, как одна из актуальных программ по решению комплексных проблем перспективного развития транспортной инфраструктуры предусматривает:
  • строительство современной высококлассной магистрали - 3-го кольца с режимом непрерывного движения транспорта, высокой пропускной способностью, с шириной проезжей части 8-10 полос движения суммарно;
  • создание новой городской скоростной рельсовой пассажирской системы с использованием двух существующих главных путей Малого кольца, строительством 32-х остановочных пунктов, пересадочных узлов с метрополитеном, железными дорогами и наземным пассажирским транспортом;
  • максимальное снятие движения грузовых железнодорожных составов с Малого кольца, реконструкцию железнодорожных устройств с высвобождением территорий и использованием их в общегородских целях;
  • реорганизацию прилегающих территорий с развитием на ней общественных, обслуживающих центров в объеме 1,5 млн.кв.м, увеличение на 2,4 млн.кв.м площадей деловых и производственных учреждений, развитием жилых, рекреационных функций, транспортной инфраструктуры;
  • создание на реконструируемой территории около 350 тыс. мест приложения труда, что позволит существенно перераспределить ежедневные трудовые корреспонденции, снизить транспортную загрузку центральной части города и снизить эксплуатационные расходы на городском транспорте.