От: Наталья Мошкова


Опубликовано: Июль 23, 2012

Генплан развития Москвы - история вопроса

Самый первый план Москвы, если верить истории, был составлен в конце XVI века во время правления Бориса Годунова. На основе этого плана были составлены и другие, более поздние планы Москвы, такие как «Сигизмундов план», «Петров чертеж», и некоторые другие. Во времена Петра I в облике города появились значительные перемены. Согласно указу царя, в центральной части города было запрещено строительство деревянных зданий на погорелых местах и предписывалось строить каменные строения «по линии». Строительство должно было вестись только по чертежам архитекторов. Уже после кончины Петра императрица Анна Иоанновна издала указ «О делании плана Города Москвы», План разрабатывался 8 лет и был принят в 1739 году. Собственно, он и являлся первым Генпланом Москвы. Согласно этому плану Москва была разделена на собственно город и предместье. Таможенная граница города проходила по Камер-Коллежскому валу. План предусматривал выпрямление радиальных улиц и образование нескольких новых площадей.

Новый документ, который назывался «Прожектированный городу Москве план», был представлен в 1775 году. В нем не только было отражено состояние Москвы на тот момент, но и обозначены планы на будущее. Планировалось построить парадные площади вокруг Кремля и Китай-города. Набережные Москвы-реки и Неглинной должны быть отделаны камнем. В 1789 году, когда первому плану Москвы исполнилось 50 лет, выходит второй план и в дополнение к нему книга-указатель.

В 1812 году Москва была оккупирована французами. После пожара и бегства Наполеона восстановлением Москвы занялась специально созданная для этого «Комиссия по строению города Москвы». Этой комиссией был составлен новый план Москвы и намечены мероприятия по реконструкции города. По этому плану застройка Москвы продолжалась вплоть до 1917 года.

С 1917 года начинается новый этап как в развитии столицы, так и всей страны. Первый советский план реконструкции и развития Москвы появляется в 1923 годы, но официальным документом он так и не стал. Подготовка нового плана на конкурсной основе была начата в конце 20-х годов. Новый документ был принят в 1935 году. В документе предполагалось придать городу радиально-кольцевую структуру. Предусматривалось создание новых садово-парковых массивов, таких как Парк Горького и Сокольники. Планировалось увеличение площади города более чем в два раза. Намечалось новое строительство в северном и юго-западном направлении. За 25 лет численность населения Москвы должна была увеличиться с 3,5 млн. до 5 млн. чел. Но все эти планы оборвала война.

После окончания Великой отечественной войны на базе Генплана 1935 года был принят новый десятилетний план развития Москвы на 1951-1960 годы. В него были включены развитие транспортных магистралей, освоение новых территорий, мероприятия по улучшению застройки города. В дальнейшем была создана производственная база для строительства новых домов.

Новый план развития Москвы начал разрабатываться в 1960 годы. В этом плане предусматривалось увеличение границ столицы до Московской кольцевой автодороги (МКАД).

Генплан развития Москвы на период до 1985 года был утвержден в 1971 году. В нем предусматривались перспективы развития столицы до 2000 года. Согласно плану, территория делилась на ядро и семь секторов, которые его окружали. Во всех секторах предусматривалось развитие инфраструктуры, создание зеленых зон для отдыха, строительство современных торговых центров. Жилые кварталы должны были состоять из зданий в 9-16 этажей.

Если в проекте 1935 года Москва представлялась как «солнце с множеством лучей», то в новом проекте она больше напоминала семиконечную звезду. Для решения транспортной проблемы предусматривалось построить четыре скоростные трассы, которые пересекаются под прямым углом. Это Теплый Стан-Владыкино, Татарово-Бирюлево, Очаково-Мытищи и Ховрино-Борисово. Эти трассы позволяют проезжать через город, минуя центр. Между Садовым кольцом и МКАД планировалось построить еще два транспортных кольца. В плане дальнейшего развития метро предусматривалось открытие новых станций. Но события начала 90-х годов не позволили полностью реализовать эти планы.

В 1996 году при участии правительства Москвы был разработан новый Генплан развития столицы на период до 2020 года. В 1999 году этот план был принят правительством Москвы, а затем одобрен городской Думой. После этого документ был представлен правительству РФ для утверждения. Но в то время еще не было градостроительного законодательства, согласно которому можно было бы утвердить этот проект. Оно появилось только в 2005 году. В этом же году проект был утвержден.

В 2006 году, через год после утверждения проекта, правительство Москвы подвело первые итоги и внесло некоторые корректировки в утвержденный план. Был выпущен документ «Актуализация Генплана развития Москвы до 2025 года». Причинами изменения документа были, во-первых, принятие новых законов, во-вторых, изменение приоритетов. Инвестиций было достаточно, поэтому они сместились на второй план, а главный упор стали делать на увеличение социальных гарантий населения и защиту общественных интересов. Новый план стали называть Генпланом социальных гарантий.

Разработке и реализации Генплана развития столицы были посвящены несколько глав в Градостроительном кодексе Москвы. В них, в частности, уделено внимание взаимодействию органов власти с жителями столицы. При разработке градостроительных проектов должны проводиться публичные слушания, в которых могут принимать участие жители города.

В настоящее время одновременно существуют два основополагающих документа - это Генплан и Правила застройки и землепользования (ПЗЗ). Стратегия развития города определяется Генпланом. В нем указываются коммуникации, охранные зоны, зеленые территории и т.п. ПЗЗ служат для того, чтобы любой житель или инвестор мог участвовать в обсуждении путей развития города. Во время обсуждений от граждан поступило более 70000 предложений, которые были рассмотрены специально созданной рабочей группой. При обсуждении Генплана в него было внесено около 1000 поправок. В окончательном варианте Генплан был принят Мосгордумой в 2010 году.

Строительство жилья в Москве идет большими темпами. Но спрос на него по-прежнему не удовлетворяется. В Генплане предусматривается уменьшение доли коммерческого жилья и увеличение доли социального. Основная часть коммерческого жилья будет возводиться между третьим и четвертым транспортными кольцами. В основном это будут высотные комплексы. Социальное жилье главным образом будет строиться за МКАД на землях, которые куплены у Московской области. Всего в Москве планируется построить 95 млн. кв.м жилплощади, из которых 47 млн.  будет использовано под социальное жилье. Новое жилье будет предоставляться очередникам, специалистам, молодым семьям. К 2025 году на одного москвича будет приходиться 24 кв.м. жилья.

Планируется получить новые площади для строительства за счет сноса пятиэтажек, а затем 9- и 12-этажных зданий. Обновление жилья будет проводиться поквартально. Новые кварталы будут гораздо населеннее предыдущих. На месте старых зданий будут возводиться высотные конструкции. По проекту их должно быть около 200, и строиться они будут в специально отведенных зонах. Каждый такой небоскреб планируется сделать вертикальным микрорайоном, обладающим собственной инфраструктурой.

Развитая инфраструктура необходима как новым, так и уже существующим районам. Планируется строительство новых школ, детсадов, поликлиник, спортивных центров. Причем располагаться они будут в так называемой шаговой доступности. Это значит, что путь до них будет составлять 10- 20 минут, а до детских учреждений 5-10 минут. Планируется строительство семейных досуговых центров, выставочных залов, библиотек. В несколько раз увеличится количество катков, бассейнов, физкультурных комплексов. Физкультурно-оздоровительные комплексы построят также и для людей с ограниченными возможностями, и в них можно будет устраивать соревнования по параолимпийским видам спорта. К 2025 году планируется увеличить количество образовательных учреждений в 3 раза, объектов здравоохранения в 2,5 раза, спортивных объектов - в 5,5 раз, и учреждений культуры - в 5 раз.

Большое значение в плане развития столицы придают решению транспортной проблемы. Темпы развития транспорта по-прежнему отстают от темпов строительства жилья. Намечается комплексная модернизация всей транспортной системы города. Планируется увеличить количество радиальных магистралей и превратить их в многополосные бессветофорные системы. В 2013 году будет введено в эксплуатацию новое, четвертое транспортное кольцо. Кроме него, намечается пустить две хордовые магистрали. Большое внимание уделяется развитию общественного транспорта. Планируется увеличить его долю до 65% пассажирских перевозок. Это возможно за счет развития железнодорожной сети и метро. Предусмотрено увеличение протяженности линий метро в 1,5 раза.

Вопросам экологии также отведено место в новом Генплане. Намного увеличить количество зеленых зон не удается, поэтому все внимание будет уделяться благоустройству мест отдыха и озеленению города. В настоящее время доля промышленности в валовом продукте составляет всего 8%, поэтому главным резервом для развития города являются промышленные зоны и производственные территории. Планируется сохранить производство на 15000 га, а 4500 га освобождаются для других целей.

Культурное наследие является одним из важнейших элементов Генплана. Планируется вдвое увеличить количество охраняемых объектов исторического и культурного наследия. Историческая застройка, прилегающая к садовому кольцу, а также несколько архитектурных ансамблей, на сегодняшний день не имеют исторического статуса, хотя и составляют культурную ценность.

В 2007 годы власти Москвы начали работу по созданию стратегии развития города до 2025 года. Такая стратегия уже определена. Согласно ей, город должен стать крупнейшим международным центром. Это должен быть город высоких технологий, политический, финансовый и туристический центр. Для выполнения поставленной задачи Москва до 2025 года должна решить целый ряд экономических, социальных, научно-технических и экологических проблем.

В 2011 году была принята государственная программа «Градостроительная политика» на 2012-2016 годы. Она предусматривает следующие цели:

 

  • Улучшение комфортности проживания;
  • Увеличение доступности информации для участия населения в градостроительной политике Москвы;
  • Улучшение архитектурного и художественного вида города;
  • Благоустройство исторического центра и развитие центральной части города;
  • Развитие окраинной части города;
  • Облагораживание производственных территорий.

В соответствии с этой программой ставятся следующие задачи для органов власти и инвесторов:

  • Утвердить правила застройки и землепользования;
  • Утвердить список мероприятий по выполнению Генплана Москвы;
  • Обеспечить комплексное развитие административных округов и территорий Москвы, которые подлежат реорганизации;
  • Разработать документацию по планировке территории;
  • Значительно сократить энергопотребление;
  • Повысить производительность труда в строительстве;
  • Улучшить дорожную и транспортную инфраструктуры города.
Выполнение этих задач невозможно без участия Подмосковья. Согласно исследованиям Министерства регионального развития РФ, Москва оказывает влияние на территории, находящиеся за десятки, а то и сотни километров от столицы. Регионы также оказывают влияние на Москву. Каждый день в Москву приезжают на работу около 2 миллионов человек из других населенных пунктов. Это оказывает влияние на дорожную ситуацию. За пределы Москвы выходит дорожное и жилищное строительство. В этих условиях и был разработан план расширения территории Москвы. Этот план является самым масштабным за всю историю города и  предусматривает увеличение территории столицы более чем в два раза за счет территории Московской области.
 
по теме:
 
 
 



Просмотр комментариев (0)

« Вернуться