От: Дмитрий Посадский


Опубликовано: Октябрь 27, 2011

Никитский бульвар (Суворовский бульвар)

Никитский бульвар (с 1950 по 1993 — Суворовский бульвар) — бульвар в Центральном административном округе города Москвы, входит в Бульварное кольцо. Проходит от площади Арбатские Ворота до площади Никитские ворота. Нумерация домов ведётся от Арбатских ворот.

Бульвар ведет нас к Никитским воротам, отсюда его прежнее название - Никитский. Новое название бульвар получил в связи со 150-летием со дня смерти полководца А. В. Суворова, жившего поблизости (Ул. Герцена, д №42). В начале бульвара за крепкой оградой виден обширный двор с двумя званиями (д. № 7). В правом флигеле, отмеченном памятной доской, с декабря 1848 г. жил и работал, а 21 февраля 1852 г. скончался Н. В. Гоголь. Окна та в первом этаже смотрят на бульвар. Здесь бывали известные писатели С. Т. Аксаков, А. Н Островский, историк М. П. Погодин и многие другие деятели русской культуры. 5 ноября 1851 г. Гоголь озвучил тут артистам Малого театра вместе с М. С. Щедриным комедию «Ревизор». Здесь же он продолжал писать второй том «Мертвых душ», но в ночь, 12 февраля 1852 г, в период душевного упадка сил сжег драгоценную рукопись.

Во флигеле ныне находится библиотека имени Н. В. Гоголя, в двух комнатах 5 марта 1978 г. открыта мемориальная экспозиция. Комнатам возвращен вид, который они имели при жизни писателя: в приемной - диван, стулья, стол, заваленный книгами; в кабинете - конторка, служившая рабочим столом, на ней -часы, свечи, гусиное перо. Со всей возможной точностью воссоздана библиотека Гоголя. Коллекционеры и родственники писателя передали ценные экспонаты, среди которых личные вещи и посмертная маска Гоголя, выполненная скульптором Н. А. Рамазаном на этой же квартире.

Во двор дома в 1959 г. перенесен выполненный скульптором Н. А. Андреевым памятник писателю, который первоначально стоял на Гоголевском бульваре. Писатель изображен здесь таким, каким был в последние годы сгорбившись, он сидит в скорбной задумчивости, низко опустив голову. Пьедестал опоясывают бронзовые барельефы- галерея гоголевских типов. Для ряда барельефов скульптору позировали его друзья, в Тарасе Бульбе можно узнать известного писателя В. А. Гиляровского, а в городничем - артиста Художественного театра И. М. Москвина.

По соседству с гоголевским флигелем в 1936 г. построен «дом полярника» (№9, архитектор Е. Л. Иохелес), в котором жили многие известные исследователи Арктики. На другой стороне бульвара Центральный Дом журналиста (№ 8а), открытый в 1920 г. под названием Дом печати. Это творческий клуб, в котором проходят встречи, семинары, пресс-конференции, выставки, просмотры и обсуждения новых кино- и телефильмов, работают творческие секции журналистов. Здесь выступали М. И. Калинин, Н. К. Крупская. А. В Луначарский, В. В. Боровский, В. В. Маяковский, Д. А. Блок, С. А. Есенин и другие. Здание построено в начале XIX в., его первоначальный облик после многократных перестроек изменился. В вестибюле установлена мемориальная доска с именами московских журналистов, погибших на фронтах в 1941-1945 гг.

Самый высокий на правой линии бульвара - дом № 12, его начали строить перед первой империалистической войной как доходный дом с роскошными квартирами, но достроен он был в 1920 г. Моссоветом.

Рядом - дом № 12а, вошедший в историю русской архитектуры как дом Луниных. Это одно из лучших произведений Д. И. Жилярди, совершеннейший образец стиля ампир первой четверти XIX в. Замечательный архитектурный ансамбль протянулся вдоль бульвара близ Никитских ворот и состоит из четырех строений.

В течение нескольких лет велась реконструкция ансамбля, восстанавливалась его наружная и внутренняя отделка, старинное убранство, росписи стен и потолков, лепные карнизы, арки, мраморные лестницы, раскрыты анфилады больших нарядных залов, словно задуманных зодчим для демонстрации творений неповторимой красоты. Вновь сооруженный переход соединил корпуса, что позволяло создать наиболее удобный для посетителей кольцевой маршрут осмотра. Площадь нового музея в 2,5 раза больше прежней, в экспозицию включены многие произведения, ранее остававшиеся в запасниках. Центральное место в экспозиции занимают произведения искусства Кавказа. Казахстана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии. В старом помещении можно было посвятить искусству зарубежных стран лишь выставки (Индии, Китая. Японии и др.), теперь же в постоянную экспозицию включены залы стран Средней и Южной Азии, Закавказья. Тибета, Монголии, арабских стран, Африки, Латинской Америки.

 




« Вернуться