цель | экология | культура | структура | транспорт | благоустройство |
Планировочная и архитектурно-пространственная структура характеризует взаиморазмещение и взаимодействие основных функциональных и пространственных элементов города, обеспечивающих территориальную целостность его функционирования и эстетическую целостность восприятия.
Генеральный план рассматривает сложившуюся планировочную и архитектурно- пространственную структуру города, как культурную ценность и генетическую основу сбалансированного градостроительного развития Москвы и Московской агломерации. Основными элементами, определяющими планировочную и архитектурно- пространственную организации территории являются:
Система транспортных магистралей , главных улиц, площадей, градостроительных узлов и примагистральных территорий системы общегородских центров образует урбанизированный планировочный и архитектурно-пространственный каркас города. Генеральный план предусматривает развитие и совершенствование исторически сложившейся радиально-кольцевой структуры урбанизированного планировочного каркаса путем:
Генеральный план предусматривает дальнейшее полицентрическое развитие основных планировочных частей города за счет:
|
Рис. 4.1.1. |
|
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ г.МОСКВЫ. |
Ядром центральной планировочной зоны, включающей территорию Центрального административного округа Москвы, является территория в пределах Садового кольца. Внешняя граница зоны образована, в основном, трассой третьего автомобильного кольца, отрезками Рижской, Казанской, Белорусской ж.д., трассой малого железнодорожного кольца, включая территорию Лужников. Радиальные направления Центральной планировочной зоны фланкируются узлами-заставами; в т.ч.: площадями вокзалов Савеловский, Рижский, узлами в районах станций метро Красносельская, Электрозаводская, Авиамоторная, Автозаводская, Тульская, пл.Гагарина, Кутузовская, Беговая, узлами в районах железнодорожных станций МК МЖД, Воробьевы горы, Сити.
Северный планировочный сектор Москвы ограничен руслом Верхней Москва реки, северозападной границей Национального парка "Лосиный остров" и внешней границей Центральной планировочной зоны. Северный планировочный сектор включает Хорошевско-Ленинградскую и Тимирязевско-Останкинскую зоны развития системы общегородских центров, планировочные массивы жилой и производственной застройки, рекреационные и особо охраняемые территории природного комплекса. Основой внутренней структуры Хорошевско-Ленинградской зоны является Ленинградский проспект, Ленинградское и Волоколамское шоссе, а также параллельное Ленинградскому проспекту направление, сформированное Хорошевским шоссе, улицами Куусинена, Маршала Бирюзова и Маршала Василевского. Поперечные связи обеспечиваются улицами Алабяна и Новопесчаная. Основными планировочными узлами зоны являются многофункциональные комплексы системы общегородских центров в районах станций метро: Сокол, Войковская, Речной вокзал, Полежаевская, Октябрьское поле, Щукинская, Тушинская. Планировочную основу зоны составляют такие специализированные зоны как: спорткомплекс "Динамо", Ходынское поле, Тушинский аэродром, Парк Дружбы, Северный Речной вокзал, природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево". Внутреннюю структуру Тимирязевско-Останкинской зоны определяют сложившиеся радиальные планировочные направления: Бутырская улица - Дмитровское шоссе, проспект Мира-Ярославское шоссе и Шереметьевская ул. - Аргуновская ул., формирующаяся поперечная связь на базе внутригородской кольцевой магистрали между станциями МК МЖД Владыкино, Ботанический сад и Ярославская, а также существующая поперечная связь, проходящая по ул.Академика Королева. Планировочная структура Тимирязевско-Останкинской зоны формируется на базе узлов системы общегородских центров в районах станций метро ВДНХ, Ботанический сад, Петровско-Разумовская, Владыкино и железнодорожных станций Окружная и Ярославская на пересечении МК МЖД с Дмитровским и Ярославским шоссе. Планировочными элементами зоны являются такие уникальные территории, как ВВЦ, Ботанический сад, Тимирязевская академия, телецентр "Останкино", усадьба "Останкино". Основными планировочными массивами жилой застройки Северного планировочного сектора являются: Хорошево-Мневники, Тушино, Савеловский, Коптево, Тимирязевский, Головинский-Ховрино-Левобережный, Бескудниковский-Дегунино, Отрадное, Алтуфьевский-Лианозово-Бибирево, Медведково, Свиблово-Бабушкинский-Лосиноостровский, Ярославский, Митино, Куркино, Молжаниновский, Северный. Основными планировочными массивами производственной застройки, образованными сохраняемыми и реорганизуемыми производственными зонами, являются Силикатные ул. - Магистральные ул., Трикотажная, Коптево, Автомоторная - Лихоборы, Коровино, Вагоноремонт, Алтуфьевское шоссе, Медведково, Осташковское шоссе, Северянин, Огородный проезд, Алексеевские улицы, Ново-Подрезково, Северный. Природный каркас Северного планировочного сектора составляют такие природно-рекреационные территории как: природный парк "Тушинский", природно-исторический парк "Покровское-Стрешнево", комплексный заказник "Петровско-Разумовское", долины рек Яуза и Чермянка, природно-исторический парк "Останкино", включающий усадьбу "Останкино", Ботанический сад, ВВЦ. |
Рис. 4.1.2. |
|
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ГОРОДА. |
Восточный планировочный сектор ограничен северо-западной границей Национального парка "Лосиный остров", руслом Нижней Москва реки и внешней границей Центральной планировочной зоны. Восточный планировочный сектор включает Измайловско-Преображенскую и Рязанско-Люблинскую зоны развития системы общегородских центров, планировочные массивы жилой и производственной застройки, рекреационные и особо охраняемые территории природного комплекса.
Измайловско-Преображенская зона формируется на основе линейно-сетевой структуры, образованной радиальными направлениями: ул.Стромынка Щелковское шоссе, Щербаковская ул. - Первомайская ул. и поперечными связями: ул.Гастелло, Преображенский вал, отрезок внутригородской кольцевой магистрали (3-е Большое кольцо) между станциями метро Измайловский парк и Черкизовская. Основные узлы Измайловско-Преображенской зоны развиваются в районах станций метро Сокольники, Электрозаводская, Семеновская, Преображенская, Измайловский парк, Черкизовская. В границах зоны расположены такие объекты общегородского значения, как парк "Сокольники", Гостиничный комплекс "Измайлово", Преображенский монастырь, спортивный комплекс "Локомотив", Институт физкультуры. Рязанско-Люблинская зона, опирающаяся в своем развитии на Рязанский и Волгоградский проспекты, оторвана от Центральной зоны и практически не имеет сложившихся поперечных связей. Планировочная связь с Центральной зоной осуществляется через линейный отрезок примагистральной территории системы общегородских центров Волгоградского проспекта от ст.Волгоградская, расположенной на МК МЖД до станции метро "Волгоградский проспект" и через вновь складывающийся узел в районе пересечения Курского направления железной дороги с Рязанским шоссе. Поперечные связи формируются за счет освоения примагистральной территории внутригородской кольцевой магистрали (3-е Большое кольцо) и развития системы поперечных связей по улицам Окская и Зеленодольская. Основные планировочные узлы Рязанско-Люблинской зоны формируются в районах станций метро Текстильщики, Кузьминки, Рязанский проспект, Выхино, а также в районах станций МК МЖД Рязанская и Волгоградская. На территории зоны находятся такие памятники архитектуры и садово-паркового искусства, как усадьбы "Люблино", "Садки" и "Кусково". Восточный планировочный сектор включает следующие планировочные массивы жилой застройки: Богородское, Метрогородок, Измайлово, Соколиная гора, Перово-Новогиреево- Ивановское, Вешняки, Ново-Косино, Косино-Ухтомский, Выхино, Жулебино, Южнопортовый, Печатники, Люблино-Марьино, Капотня. Основными массивами производственной застройки являются такие группы производственных зон, как: Семеновская - Соколиная гора - Прожектор -Карачарово, Волгоградский проспект - Южный порт, Курьяново-Люблино, Капотня. Природно-рекреационный каркас Восточного сектора образуют: Национальный парк "Лосиный остров", природно-исторические парки "Сокольники", "Измайлово", "Кусково", "Кузьминки", вновь формируемый Марьинский парк, природно-рекреационная зона вдоль Москва реки. Юго-Западный планировочный сектор ограничен руслом Москва реки и внешней границей Центральной планировочной зоны. На территории Юго-Западного сектора расположены Варшавско-Коломенская, Профсоюзно-Университетская и Филевско-Кунцевская зоны развития системы общегородских центров, планировочные массивы жилой и производственной застройки, а также ряд особо охраняемых территорий природного комплекса. Варшавско-Коломенская зона имеет сложную ветвисто-узловую структуру и развивается на основе Варшавского, Каширского шоссе и проспекта Андропова. Поперечной связью служит отрезок внутригородской кольцевой магистрали (3-е Большое кольцо) между Симферопольским бульваром и проспектом Андропова. Основные узлы - центры Варшавско-Коломенской зоны формируются в районах станций метро Варшавская, Каховская, Каширская, Коломенская, а также в районе станции "Москворечье" Курской железной дороги и станции "Варшавская" МК МЖД. В планировочную структуру зоны включены такие уникальные объекты, как историко-природный заповедник "Коломенское", Парк в Нагатинской пойме, конноспортивный комплекс "Битца". Профсоюзно -Университетская зона уже практически сложилась как сетевая структура с равномерно развитыми радиальными и поперечными связями. Основными связями являются: Профсоюзная улица, Ленинский проспект, проспект Вернадского, Мичуринский проспект, Ломоносовский проспект, ул.Лобачевского. Основные узлы Профсоюзно-Университетской зоны формируются в районах станций метро: Академическая, Профсоюзная, Новые Черемушки, Калужская, Университет, Проспект Вернадского, Юго-Западная, а также в районе площади Индиры Ганди и Олимпийской деревни. Центральное место в планировочной организации зоны занимают Московский государственный университет и природный заказник "Воробьевы горы", на территории зоны находится также Воронцовский парк и Парк "50-ти летия Октября". Филевско-Кунцевская зона имеет ярко выраженный линейный характер, продольными пространственными связями служат Кутузовский проспект и Большая Филевская улица, усиливают сложившуюся структуру зоны Филевская линия метрополитена, имеющая продолжительную наземную часть, и Белорусское направление железной дороги. Поперечные связи базируются на Минской улице и Аминьевском шоссе, а также на вновь формируемой связи, проходящей по Новозаводской улице и улице 1812 года. Узловые центры зоны формируются в районах станций метро Фили, Филевский парк, Кунцевская, а также в районе станции "Кунцево" Белорусского направления железной дороги. Основными достопримечательностями зоны являются Парк Победы и Филевский парк. В Юго-Западном планировочном секторе сложились и формируются планировочные массивы жилой застройки: Нагатинский, Царицыно, Братеево, Орехово-Борисово, Бирюлево, Чертаново, Северное Бутово, Южное Бутово, Зюзино-Котловка, Коньково, Теплый Стан, Ясенево, Очаково-Матвеевское, Солнцево, Можайский, Кунцево-Крылатское, Строгино. Основными планировочными массивами производственной застройки являются группы производственных зон: Коломенское - Котляково -Чертаново, Ленине - Бирюлево, Варшавское шоссе -Верхние Котлы, а также производственные зоны: ЗИЛ, Воронцово, Теплый стан, Южное Бутово, Очаково, Солнцево, Кунцево. Природно-рекреационную планировочную основу Юго-Западного сектора составляют такие крупнейшие особо охраняемые территории природного комплекса, как: природно-исторический парк "Царицыно", природные заказники "Долина р.Сетуни" и "Воробьевы Горы", ландшафтные заказники "Теплый стан" и "Крылатские холмы", природные парки "Москворецкий" и "Битцевский лес". |
В качестве ведущей тенденции развития планировочной и архитектурно-пространственной структуры Москвы Генеральный план предусматривает переход от территориального роста города за счет нового строительства на присоединенных землях, к структурной реорганизации сложившихся территорий в ходе:
В зоне "срединного пояса" предусматривается радикальная реорганизация планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории - формирование каркаса "срединного пояса", включающего трассы малого кольца МЖД и третьего Большого кольца внутригородской магистрали, а также общественно-деловые центры в узлах пересечений кольцевых и радиальных магистралей; реорганизацию системы производственных зон. В периферийной зоне города Генеральный план предусматривает планировочную и архитектурно-пространственную структуризацию входящих в нее территорий, прежде всего крупных жилых массивов массовой застройки - формирование центров и общественных зон жилых районов, уплотнение сети районных и жилых улиц и кварталов, организация местных центров и общественных зон жилых микрорайонов и групп, создание индивидуальной и соразмерной человеку пространственной среды. Генеральный план конкретизирует направления градостроительного развития исторической части города и основных функциональных подсистем. |
цель | экология | культура | структура | транспорт | благоустройство |